Поршневые двигатели внутреннего сгорания
Термодинамические циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания называются газовыми, поскольку ни в одном из термодинамических процессов, составляющих эти циклы, не присутствует конденсированная фаза ТРТ. Кроме того, эти циклы называются прямыми, поскольку позволяют получить механическую работу, в отличие от обратных циклов орудий (компрессор, например), требующих подвода механической работы извне.
Наконец, название циклу дает процесс, при котором подводится тепло (изобарный, изохорный или смешанный цикл).
Основными элементами поршневого двигателя являются (рис.22, а) цилиндр 1, поршень 2, шатун 3, прикрепленный к поршню с помощью поршневого пальца 4 и соединенный с кривошипом 5 коленчатого вала 6.
Верхняя крышка 7 цилиндра, внутренние стенки цилиндра и верхняя поверхность поршня образуют в верхней мертвой точке (ВМТ) поршня камеру сгорания 8, периодически сообщающуюся с впускным 9 и выпускным 10 коллекторами при помощи впускного 11 и выпускного 12 клапанов. Если вспышка топлива производится от постороннего источника, то этот источник, например электрическая свеча 13 зажигания, также располагается в камере сгорания. Все детали двигателя монтируются на его картере 14.
Индикаторная диаграмма поршневого двигателя с помощью датчика давления, расположенного в камере сгорания, регистрирует изменение давления в зависимости от положения поршня, то есть в зависимости от геометрического объема надпоршневого пространства или времени (рис. 22,6). Для четырехтактных поршневых двигателей характерны такт всасывания 1-2, такт сжатия 2-3, заканчивающийся процессом сгорания 3-4, захватывающим и часть такта расширения 4-5 и, наконец, такт выхлопа-выталкивания (5-6).
Для термодинамического анализа реальную индикаторную диаграмму представляют в идеальном виде: убирают такты всасывания и выталкивания, в качестве ТРТ рассматривают идеальный газ, процесс сгорания заменяют условным процессом подвода тепла, строят идеальный термодинамический цикл только из простейших полит — ропных (pvn = const) процессов: изохорного (v= const), изобарного (р = const), изотермного (T=pv= const) н адиабатного (pvk — const,
где к-Ср /С v— отношение теплоемкости ТРТ при постоянном
давлении к его же теплоемкости при постоянном объеме).
Двигатели легкого топлива (бензиновые) работают по изохорному циклу (циклу Отто) рис.23, а. Двигатели тяжелого топлива (дизельные) работают по изобарному циклу (циклу Дизеля) рис.23, б. Быстроходные двигатели работают по смешанному циклу. У них часть теплоты подводится при постоянном объеме, а часть — при постоянном давлении рис.23, в.
Авиационные поршневые двигатели делают многоцилиндровыми воздушного АИ-14р (рис.24, а) или водяного (рис.24, б) охлаждения (АМ-34).
В последнее время пристальное внимание инженеров привлекает поршневой двигатель Стирлинга и ему подобные, реализующие теоретический коэффициент полезного действия (КПД), численно равный КПД цикла Карно, состоящего из двух изотерм и двух адиабат:
Но двигатель с циклом Карно неосуществим из-за малой работы цикла (мала площадь, ограниченная кривой цикла), соизмеримой с механическими потерями. Таким образом, очевидно, что любой двигатель не только должен иметь высокий КПД, но, прежде всего, должен быть работоспособным. Двигатель Стирлинга работоспособен. Более того, его термический КПД равен КПД цикла Карно.